Лайлфин, хранитель историй Академии просвещения
Работа каждого уважающего себя историка состоит в том, чтобы отделить факты от вымысла, изучить разнообразные и противоречащие друг другу тексты, созданные разными расами, и составить из этого рассказ, вызывающий доверие. Для этого требуется старательность, дисциплина и, что самое главное, смирение. Настоящий историк должен уметь признавать ошибки и исправлять свои записи в свете новых сведений.
Одной из самых зловредных ловушек для историков-новичков считается доверие к подтверждающим друг друга источникам — уверенность в том, что если описание события совпадает у нескольких авторов, то оно с большей вероятностью правдиво. На самом же деле следует предполагать обратное. Похожие описания зачастую появляются в результате общественного давления и вездесущих культурных заблуждений. Так, в недийских текстах часто встречаются упоминания феномена под названием «Осень змей». Если верить летописям, из-под земли явились сотни змей, многие из которых были не меньше мамонтов. Они пожрали не один город, а потом их одолела Ранев Черноглазая Странница, недийка-воительница. Недийские ученые описывают Осень крайне подробно и практически одинаково, однако мы знаем, что это событие является вымышленным.
Дело не в том, что авторы летописей пишут заведомую ложь (хотя случается и такое). Скорее всего, историки тех лет искренне старались описать события такими, какими они были. Увы, для того чтобы сделать это правильно, им не хватало языковых навыков и присущей ученым искушенности. Именно поэтому не следует принимать на веру рассказы, которые считаются правдивыми, но при этом кажутся явно преувеличенными. Также следует обращать внимание на так называемые «повторные бедствия» — события, которые якобы были похожими, но при этом произошли в разное время и в разных местах.
Самый замечательный пример «повторного бедствия» — сказ об исчезающем острове. В истории Тамриэля встречается целое множество тонущих или скрытых островов: Йокуда, Пиандонея, Артейум, Дранил-Кир, Айвея, Трас и, разумеется, Альдмерис. Причина исчезновения почти всегда связана с магией — обычно это результат чьей-то гордыни или же чье-то желание утаить остров от чего-то. Разумеется, тут же возникает вопрос: а есть ли в этих рассказах хоть крупица правды? Я в этом сомневаюсь.
Давайте рассмотрим мифические «тонущие» острова: Йокуду, Трас и Альдмерис. Каждый остров был домом для живущего там народа, и в каждом случае его уничтожил недруг или злой рок, чтобы покарать жителей за гордыню. В случае с редгардами безрассудные певцы меча раскололи Йокуданские острова запретным ударом клинка. Воины флота Всех Флагов отправили слоадов и их остров Трас на дно в наказание за Трассианскую чуму. Наши же предки, альдмеры, покинули остров Альдмерис, дабы избежать некоего бедствия, — вероятно, это связано с тем, что мы впали в немилость у аэдра.
Не обремененный опытом историк почти наверняка примет эти рассказы за чистую правду. «Если в разных летописях указано, что остров утонул, значит, так оно и было!» Но я заклинаю вас: попробуйте вникнуть в этот вопрос. Может ли оказаться так, что само выражение «тонущий остров» — метафора, а не буквальное описание события?
Трас, Йокуда и Альдмерис — не просто участки суши. Это символы общества, олицетворение утерянной во времени культурной самобытности. Скорее всего, рассказы о расколе или потоплении этих островов — всего лишь обман зрения, попытка описать страдания, чьих истоков не помнит никто. Действительно ли от удара меча потонул целый континент? Действительно ли наши предки прибыли на Саммерсет с загадочного острова, наполовину принадлежавшего аэдра? Я так не думаю. Эти затерянные острова находятся на тонкой грани между правдой и вымыслом. Безусловно, рассказы о них не лишены истины, но настоящий историк знает, что не вся истина излагается буквально.
By Lailfin, Steward of Histories at the Illumination Academy
The true work of any historian lies in separating fact from fiction—studying the diverse and contradictory texts of all races and piecing together a plausible shared narrative. This requires diligence, discipline, and most importantly, humility. The true historian must be willing to admit error and revise their accounts when new evidence comes to light.
One of the most pernicious traps for new historians is reliance on supporting accounts—that is, the belief that if multiple writers detail the same event in the same way, those accounts are more likely to be true. In point of fact, we should assume the opposite. Societal pressures and widespread cultural delusions often result in identical historical accounts. For example, Nedic texts often reference an event called the "Autumn of Snakes." According to the histories, hundreds of snakes (many the size of mammoths) emerged from the ground and devoured whole towns before finally being subdued by the Nede spear-maiden, Ranev the Coal-Eyed Wanderer. Nedic scholars describe the Autumn in meticulous and near-identical detail, and yet, we now know that the event is completely apocryphal.
It's not that the writers are deliberately lying (though that is sometimes the case). In all likelihood, ancient historians were trying their best to describe events faithfully. Unfortunately, they did not have the linguistic tools or scholarly sophistication to give a truthful account. For that reason, we must take a long hard look at any tales that are widely accepted, but also seem hyperbolic. We must also look for "recurring calamities"—that is, events that purportedly happened the same way, but in vastly different locales and time periods.
The most obvious example of the "recurring calamity" is the tale of the disappearing island. Tamrielic history is littered with sinking, hidden, or disappearing islands. Yokuda, Pyandonea, Artaeum, Dranil Kir, Eyevea, Thras, and (perhaps most importantly) Aldmeris. The cause of the disappearance is almost always magical in nature—often the result of some act of hubris or a desire for secrecy. Of course, this all begs the question: are any of these tales true? I have my doubts.
Let us examine the mythical "sinking" islands: Yokuda, Thras, and Aldmeris. Each island was the ancestral home of its resident race, and in all three cases, foes or fate destroyed the island as punishment for some act of hubris. In the case of the Redguards, foolish sword-singers sundered the Yokudan Isles with a forbidden sword stroke. The warriors of the All-Flags Navy drove the Sload and their island of Thras into the sea as punishment for the Thrassian Plague. And our forebears, the Aldmer, fled the Isle of Aldmeris to avoid some mysterious calamity—likely the result of our fall from Aedric grace.
Now, a novice historian would likely take these tales at face value. "If multiple histories say the island sank, it must have sunk!" But I entreat you to look deeper. Could it be that the "sinking island" is not a literal event, but rather, a metaphorical one?
Thras, Yokuda, and Aldmeris are much more than simple landmasses; they are societal symbols—avatars for a cultural identity lost in time. So stories about the sundering or sinking of these islands may be a trick of the light—a poet's attempt at explaining the pain of forgotten origins. Did an entire continent drown as a result of a sword stroke? Did our ancestors travel to Summerset from a mystical half-Aedric isle? I think not. These lost islands rest at the fault-line between fact and parable. There is truth in those tales, certainly, but the true historian knows that not all truth is literal.