Теленжер Искусник
Происхождение загадочных рун, встречающихся по всему Тамриэлю, темно и неясно. Даже сама их природа и материальный состав являются предметом горячих споров среди мудрецов Кристальной башни. Досточтимый Ансиринке, сапиарх мифоистории, считает, что некоторые сложные фрагменты из журнала Торинана указывают на то, что, когда Первопоселенец приплыл из Старого Альдмериса, руны здесь уже были. В то же время Нолин Разносторонний, сапиарх зачарования, утверждает, что они датируются ранней Меретической эрой и являются неожиданным последствием некоторых неудачных экспериментов айлейдских магов.
Каким бы ни было их истинное происхождение, за многие годы исследований, проведенных лучшими умами в области магии на Саммерсетских островах, были выявлены и хорошо изучены почти все разнообразные свойства рун и особенности их использования в зачаровании оружия, брони и украшений. По основной классификации руны разделяют на три категории, которые мы, современные маги, называем рунами силы, аспекта и сущности.
Для целей зачарования эти три типа рун следует рассматривать как мистическим образом дополняющие друг друга, так как, лишь соединив вместе по одной руне из всех трех категорий, зачарователь может создать «глиф» — термин, используемый нами для обозначения магической субстанции, с помощью которой мы наделяем предмет магической силой.
Тем не менее, хотя мы и знаем, как применять руны для создания магических предметов, загадка остается загадкой: что они такое? Мы дали названия трем стандартным категориям — сила, аспект и сущность, — но что это значит? Даже великий Фариз Абсурдный, который и дал им эти названия, даже он на вопрос об их значении лишь пожимал плечами и отвечал: «Эти имена мне кажутся подходящими».
Даже сам факт, что существует три вида рун, порождает споры, ведь он входит в противоречие с теоремой Ану-Падомая, которая утверждает, что в основе Аурбиса лежит двойственность. Камилонве из Лилландрила не верил, что рун всего три вида, и провел последние двести лет своей жизни в поисках четвертого, убежденный, что в правильной классификации такие предметы должны существовать в парах. Ему так и не удалось найти эти «четвертичные руны», которые он назвал рунами стремительности, но он до конца настаивал на том, что его теория верна.
Был ли прав Камилонве? Быть может, руны стремительности существуют в каком-то другом состоянии реальности и поэтому незаметны для простых смертных? Вопрос этот пока остается без ответа.
By Telenger the Artificer
The origin of the mystic runestones found scattered across Tamriel is obscure and uncertain. Even their nature and material composition is a matter of hot debate among the sages of the Crystal Tower. The Venerable Ancirinque, Sapiarch of Mythohistory, holds that certain difficult passages in Torinaan's Journal indicate that runestones were already here when the Foresailor arrived from Old Aldmeris. However, Nolin the Many-Hued, Sapiarch of Enchantment, contends that they date from the early Merethic Era, and are the unintended consequence of an Ayleid wizard's experiment gone awry.
Whatever the truth of their origin, after generations of study by the finest magical minds in the Summerset Isles, their various properties have nearly all been identified, and their uses in the enchantment of arms, armor, and ornaments are well understood. For general classification they fall into three categories, which we latter-day mages have dubbed Potency, Aspect, and Essence.
For enchantment purposes these three types of runestones can be understood as mystically complementary, for only by combining one of each category can the enchanter create a "glyph," our term for the magical substance we use to endow an item with sorcerous power.
However, though we know how to use runestones to create magical items, the enigma remains: what are they? We have named their three standard categories Potency, Aspect, and Essence—but what does that mean? Even the great Phariiz the Antic, who gave them these names, even he, when asked what they meant, merely shrugged and replied, "Those are the names that feel right to me."
Even the fact that there are three kinds of runestones generates debate, as it seems to contradict the Anu-Padu Theorem, which posits that duality is the foundation of the Aurbis. Camilonwe of Lillandril asserted that it was impossible that there were only three types of runestones, and spent the last two hundred years of his life searching for a fourth, convinced that proper classification called for such entities to appear in dual pairs. He never found this "quartonic runestone," which he dubbed Celerity, but he insisted until the end that his theory was sound.
Was Camilonwe right? Do Celerity runestones exist, but in some state of reality that makes them imperceptible to normal mortals? That is a question that is, so far, unanswerable.