«В Мундусе конфликт и неравенство несут изменение, а изменение — самая священная из Одиннадцати Сил. Изменение — это сила без цели или источника».
Оэгнитр, Таэритэ, Орден ПСДЖЖЖЖ
Если говорить простым языком, раскол в мировоззрении людей и альдмеров коренится в отношениях между смертными и божественным. Люди в скромности своей считают, что были созданы бессмертными, тогда как альдмеры полагают, что ведут свое происхождение напрямую от них. Различие может показаться незначительным, но оно задает тон всем прочим расхождениям в мифологиях.
Все тамриэльские религиозные мифы имеют одинаковое начало. Как у людей, так и у меров, все начинается с дуализма Ану и Его Другого. Эти парные силы называют по-разному: Ану-Падомай, Ануиэль-Ситис, Ак-Эль, Сатак-Акел, Есть — Не Есть. Ануиэль — это Вечный Невыразимый Свет, Ситис — Разрушительное Неописуемое Действие. Между ними — Серое-Быть-Может (или «Нирн» на языке эльнофекс).
В большинстве культур Ануиэля чтят за его роль в действиях, приведших к рождению мира, однако Ситиса уважают больше как инициатора действий. Ситис, таким образом, является Изначальным Создателем, сущностью, самой своей природой вызывающей непродуманное изменение. Даже хисты признают эту сущность.
Ануиэль также ассоциируется с Порядком как противоположность Ситиса-Хаоса. Возможно, смертным легче постигнуть изменение, нежели совершенный покой, ибо Ануиэля нередко задвигают на мифический задний план причуд Ситиса. В йокуданских сказках, одних из самых красочных в мире, Сатак упоминается лишь несколько раз как «Жужжание» — сила столь постоянная и повсеместная, что ее почти невозможно заметить.
Так или иначе, от этих двух сущностей произошли эт'Ада, или Изначальные Духи. Для людей эти эт'Ада — боги и демоны, для альдмеров — аэдра/даэдра, или «предки». Эти эт'Ада входят во все пантеоны Тамриэля, хотя сами божественные перечни различны у разных народов. В каждом из этих пантеонов, впрочем, есть подобные Ану и Падомаю архетипы Бога-Дракона и Пропавшего Бога.
Бог-Дракон и Пропавший Бог
Бог-Дракон всегда ассоциируется со Временем и повсеместно почитается как «Первый Бог». Его часто называют Акатошем, «который, воспарив над Вечностью, дал бытие дню». Это главный бог Сиродильской империи.
Пропавший Бог всегда ассоциируется с измерением Смертных и играет ключевую роль в расколе между людьми и альдмерами. Эпитет «пропавший» относится либо к его отсутствию в пантеоне (невероятная вещь, которая объясняется разными причинами), либо к отнятой у него другими бессмертными «божьей искре». Его обычно именуют Лорханом, и имени этому сопутствуют как проклятья, так и прославления.
Итак, Тамриэль и Мир Смертных еще не возникли. Изначальные Духи по-прежнему тешатся в Сером-Быть-Может. Некоторые более склонны к свету Ану, другие — к непостижимой Пустоте. Через их постоянные метаморфозы и взаимодействие увеличивается их число, и проходит немало времени, прежде чем их персоналии обретают форму. Когда обретает форму Акатош, начинается Время, и духам становится легче осознавать себя как существ с прошлым и будущим. Выделяются сильнейшие из узнаваемых духов: Мефала, Аркей, И'ффре, Магнус, Руптга и другие. Иные же остаются понятиями, мыслями и эмоциями. Один из сильнейших из них, едва оформившееся побуждение, именуемое другими Лорханом, замышляет создание Мундуса, Мира Смертных.
Люди, за исключением редгардов, воспринимают это как акт божественной милости, просвещение, открывающее низшим существам путь к бессмертию. Альдмеры, за исключением темных эльфов, воспринимают это деяние как коварный обман, уловку, разорвавшую их связь с миром духов.
"In Mundus, conflict and disparity are what bring change, and change is the most sacred of the Eleven Forces. Change is the force without focus or origin."
— Oegnithr, Taheritae, Order of PSJJJJ
Simply put, the schism in the Human/Aldmeri worldview is the mortal's relationship to the divine. Humans take the humble path that they were created by the immortal forces, while the Aldmer claim descent from them. It doesn't seem like much, but it is a distinction that colors the rest of their diverging mythologies.
All Tamrielic religions begin the same. Man or mer, things begin with the dualism of Anu and His Other. These twin forces go by many names: Anu-Padomay, Anuiel-Sithis, Ak-El, Satak-Akel, Is-Is Not. Anuiel is the Everlasting Ineffable Light, Sithis is the Corrupting Inexpressible Action. In the middle is the Gray Maybe (or "Nirn" in the Ehlnofex).
In most cultures, Anuiel is honored for his part of the interplay that creates the world, but Sithis is held in highest esteem because he's the one that causes the reaction. Sithis is thus the Original Creator, an entity who intrinsically causes change without design. Even the Hist acknowledge this being.
Anuiel is also perceived of as Order, opposed to the Sithis-Chaos. Perhaps it is easier for mortals to envision change than perfect stasis, for often Anuiel is relegated to the mythic background of Sithis' fancies. In Yokudan folk-tales, which are among the most vivid in the world, Satak is only referred to a handful of times, as "the Hum"; he is a force so prevalent as to be not really there at all.
In any case, from these two beings spring the et'Ada, or Original Spirits. To humans these et'Ada are the Gods and Demons; to the Aldmer, the Aedra/Daedra, or the "Ancestors." All of the Tamrielic pantheons fill their rosters from these et'Ada, though divine membership often differs from culture to culture. Like Anu and Padomay, though, every one of these pantheons contains the archetypes of the Dragon God and the Missing God.
The Dragon God and the Missing God
The Dragon God is always related to Time and is universally revered as the "First God." He is often called Akatosh, "whose perch from Eternity allowed the day." He is the central God of the Cyrodilic Empire.
The Missing God is always related to the Mortal Plane and is a key figure in the Human/Aldmeri schism. The "missing" refers to either his palpable absence from the pantheon (another mental distress that is interpreted a variety of ways), or the removal of his "divine spark" by the other immortals. He is often called Lorkhan, and his epitaphs are many, equally damnable and devout.
Note that Tamriel and the Mortal Plane do not exist yet. The Gray Maybe is still the playground of the Original Spirits. Some are more bound to Anu's light, others to the unknowable void. Their constant flux and interplay increase their number, and their personalities take long to congeal. When Akatosh forms, Time begins, and it becomes easier for some spirits to realize themselves as beings with a past and a future. The strongest of the recognizable spirits crystallize: Mephala, Arkay, Y'ffre, Magnus, Ruptga, etc., etc. Others remain as concepts, ideas, or emotions. One of the strongest of these, a barely formed urge that the others call Lorkhan, details a plan to create Mundus, the Mortal Plane.
Humans, with the exception of the Redguards, see this act as a divine mercy, an enlightenment whereby lesser creatures can reach immortality. Aldmer, with the exception of the Dark Elves, see this act as a cruel deception, a trick that sundered their connection to the spirit plane.